- Марксизм
-
МАРКСИ́ЗМ — система полит., филос. и экон. взглядов, развитых К. Марксом и Ф. Энгельсом в их осн. трудах: "Немецкая идеология", "К критике полит. экономии", "Манифест Коммунистич. партии", "Капитал", "Развитие социализма от утопии к науке", "Л. Фейербах и конец нем. классич. философии" и др. Формирование М. проходило в усл. утверждения капитализма, обострения классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией, выхода на политич. арену широких нар. масс, что нашло свое выражение в бурж.-дем. рев-циях 1848—49 в Германии, во Франции и Италии. Возникнув на основе критич. усвоения достижений передовой обществ. мысли — нем. философии, англ. полит. экономии и франц. социализма, М. выработал материалистич. концепцию понимания истории. Рассматривая развитие об-ва как процесс смены ист. фаз, обществ.-экон. формаций, М. пришел к выводу, что "способ пр-ва матер. жизни обусловливает социальный, полит. и дух. процессы жизни вообще" (Маркс, Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6—7). Определяя сущность человека как "совокупность всех обществ. отношений" (Соч. Т. 3. С. 3.), М. исходил из признания решающей роли его трудовой деят-ности, развил теорию "отчужденного труда", согласно к-рой рабочий отчуждает себя не только в продукте труда, но также "в самом акте пр-ва" (Соч. Т. 42. С. 90). М. раскрыл характер получения прибав. стоимости, дал глубокий анализ зар. платы как превращенной формы стоимости и цены специфич. товара — раб. силы. Социальные противоречия капит. об-ва сер. 19 в. были столь разительны, что взаимоотношения его осн. классов представлялись Марксу и Энгельсу непримиримыми, и они выдвинули гл. задачей "вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролет". (Соч. Т. 4. С. 459). Сделав вывод об ист. преходящем характере капитализма, М. выдвинул положение о том, что только пролет. рев-ция устраняет всякую частную собственность, уничтожает подневольный труд, закладывает основы для бесклас. об-ва. В предсказанных М. чертах этого нового общ-ва содержались также и эл-ты социальной утопии. Маркс и Энгельс предсказывали, что коммунистич. рев-ция произойдет одновременно во всех цивилизов. странах, т. е. по кр. мере в Англии, Америке, Франции и Германии. При этом они подчеркивали, что "рев-ции нельзя делать предумышленно и по произволу и что рев-ции всегда и везде являлись необх. следствием обстоятельств" (Соч. Т. 4. С. 334—335). Вместе с тем М. признавал и активную роль науч. теории, обществ. сознания, интересов людей в преобразовании мира. М. оказал глубокое воздействие на полит. и филос. мысль, на рабочее движение, заложил основы для междунар. объединения пролетариата, создав 1-й Интернационал (1864—76). Однако в дальнейшем мн. положения М., отражавшие реалии капит. об-ва 19 в., были механистически перенесены на совр. капитализм, что приводило к неадекватным выводам об исчерпании им своего потенциала. Абсолютизация роли рев. насилия и диктатуры пролет. также сузила возможности творч. применения М. к ист. действительности. Нек-рые из высказанных основоположниками М. идей относительно будущего устройства коммунистич. об-ва и принципов его функционирования были некритически использованы в России после Окт. рев-ции. Пропаганда М. в России связана с деят-ностью группы "Освобождение труда", а затем РСДРП.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1—50. М., 1955—81. История марксизма-ленинизма: Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении. М., 1986.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.